Портретная сессия с объективом OTUS 85 f/1.4 Apo Planar ZE

November 15, 2014  •  1 Comment

Мой опыт использования объектива Carl Zeiss Otus 85 f/1.4 T* Apo Planar в портретной сессии. Для меня было важно понять, насколько этот новый портретный объектив удобен на практике, и оценить его экономику.

Наши измерения на оптических приборах показали, что наилучшие характеристики Otus Apo Planar показывает на диафрагме 2.8. 

Из diglloyd.com я знал, что этот объектив "установил новую точку отсчета качества, и многократно подтвердил этот факт в реальных съёмках". Ллойд Чемберс описал характеристики рисунка (rendering style) и отсутствие хроматических искажений на всех значениях диафрагмы.  В подробном эссе  85mm f/1.4 APO-Planar Rendering Style (требуется платная подписка) приведены тестовые серии для разных сюжетов, в том числе портрета девушки, и отмечено несоответствие системы наводки на резкость Nikon 810 требованиям точности, предъявленными Otus Apo Planar:

  • на первых тестах Л.Чемберс получил большое число кадров с "гипер-резкими ресницами и слегка размытой радужной оболочкой", поэтому рекомендует наводиться по блику на зрачке;
  • по опыту Ллойда, "нельзя полагаться на оптический видоискатель и получить стабильный результат - большинство фокусировочных экранов проблематично, ни в одной DSLR нет гарантии совпадения оптического пути до сенсора и до окуляра";
  • Ллойд рекомендует портретистам использовать накладной оптический видоискатель на экран типа Zacuto Z-Finder и режим Live view (с электронным спуском ).

Моя практическая фотосессия

В ноябре Zeiss предоставил возможность клиентам компании Rentaphoto взять версию ZE для Canon. Единственным требованием было использование камер Canon EOS 1DC, EOS 5D Mark III, Canon EOS 6D, EOS 7D Mark II, Canon EOS 70D и Sony A7R, A7, A7S,  то есть современных сенсоров. Я решил попробовать Otus, параллельно снимая основным объективом Canon EF 85/1.2 L. Я использую его как основной в портретных съёмках в условиях низкой освещённости. 

Первой технической проблемой была несовершенство системы фокусировки камеры Canon 6D, использовавшейся по рекомендации Zeiss. Я уже много лет использую камеру Canon 1D mark IV, как имевшую наилучшую систему автофокусировки с максимальным покрытием поля кадра. К сожалению Canon 6D имеет только одну прецизионную точку автофокуса в центре кадра, что провоцирует дурную композицию портретов при попытке снять резкий портрет на открытой диафрагме. Техника наводки  по глазам с последующей перекадровкой приводит к нерезким кадрам из-за крошечной глубины резкости у светосильной оптики .

Решением стало наводка на резкость на экране 7-дюймового планшета с использованием программы DSLR Controller for Android. Благодаря этой программе я смог точно ( с 90% попаданием) наводиться по бликам на глазах 8-летней девочки при съёмке в студии как со вспышками, так и при свете пилотных ламп.

 

Наташа - фотосессия в студии._MG_1600: Canon EOS 6D, Carl Zeiss Otus 85/1.4 Apo Planar, f/1.4, 1/160, ISO 800 Обратите внимание — здесь я снимал при свете пилотов студийного света, поэтому диафрагму пришлось полностью отрыть и поднять ISO до 800. Для сравнения приведу кадр, снятый объективом Canon EF 85/1.2 L II:

Наташа - фотосессия в студии._MG_1563: Canon EOS 6D, Canon EF 85/1.2 L, f/1.2, 1/60, ISO 400

Точность наводки объектива в режиме Live veiw можно оценить по данному фрагменту:

Фрагмент_MG_1563Зона автофокусировки ( красный квадрат) выбрана на планшете в режиме Live view. Canon EOS 6D, Canon EF 85/1.2 L, f/1.2, 1/60, ISO 400

Так как глубина резкости для объектива 85mm при f/1.4 на расстоянии 1.5 метра составляет всего 2 сантиметра, то основную часть съёмки Planar'ом я проводил со штатива на комфортной диафрагме 2.8-3.5:

_MG_1926 (1)_MG_1926: Canon EOS 6D, Carl Zeiss Otus 85/1.4 Apo Planar, f/3.5, 1/30, ISO 800

Необходимые уточнения по технике съёмки

Otus 85/1.4 Apo Planar — большой и тяжёлый объектив весом 1.3 кг (с блендой) и диаметром фильтра 86 mm . Портретная съёмка с объективами такого размера требует дисциплины и правильной техники - иначе вы рискуете получить массу шедевров не в фокусе.

  • Камера должна стоять на устойчивом штативе , исключающем вибрации и опрокидывание. Наилучшим решением при съёмке вертикальных кадров является использование L-образной планки фирмы Really Right staff.

Штативная планка RRS позволяет установить камеру в головку Arca Swiss точно по центру. Фото взято из статьи на www.the-digital-picture.com

Наличие планки RRS позволяет установить камеру на шаровую головку строго вертикально, причем центр масс находится над опорой штатива, что обеспечивает максимальную устойчивость и минимум вибраций.

  • При работе в условиях естественного освещения выдержка не должна опускаться ниже 1/160 сек. При работе с матрицами > 36 Mpix рекомендуется уменьшить выдержку ещё в 2 раза до 1/300 сек.
  • Для точной наводки надо работать в режиме Live view с увеличением 5-10х, по возможности наводиться по блику ближнего глаза.
  • Даже на штативе момент нажатия спусковой кнопки может создавать вибрации. Поэтому рекомендуется выполнять съемку через планшет, возможно с предварительным подъёмом зеркала. В некоторых камерах Sony Alpha 7 имеется электронный затвор, повышающий шансы на резкие кадры в критичных условиях.

Все перечисленные условия являются необходимой платой за максимальное качество изображения. Как показал мой личный опыт, при соблюдении этих правил процент технически годных кадров при съёмке на открытой диафрагме был одинаков как на автофокусном 85/1.2 L , так и на мануальном Otus 85/1.4 Apo Planar.

_MG_2047 Дана дома.Canon 6D, CZ OTUS 85 f/1.4 T* Apo Planar ZE, f/2, 1/125 sec, ISO 400.

Фрагмент_MG_2047CZ OTUS 85 f/1.4 T* Apo Planar ZE, f/2, 1/125 sec, ISO 400.

 

Анализ эргономики и экономики  Otus 85/1.4 Apo Planar

Otus 85/1.4 Apo Planar является точным прибором , спроектированным с приоритетом на получение максимального качества изображения уже на открытой диафрагме. Объектив имеет прецизионую механику и большой ход оправы ( полные 260 градусов) с возможностью точной фокусировки. Объектив имеет уникальный рисунок и картинное размытие фона (боке). Это определяет области применения :

  • портреты: съёмка  с имеющимся светом ( available light ) — но не в студии с мощными вспышками;
  • wedding: предварительная съёмка ( prewed, love-story) — но не в день свадьбы;
  • реклама: все ситуации с полным бюджетом, когда требуются файлы для большого увеличения — но не спорт ;
  • видеосъёмка: как правило выполняется со штатива, с постановкой точечного освещения;
  • панорамы и пейзажи:  особые результаты при использовании современных панорамных головок.

Otus 85/1.4 Apo Planar стоит 4500$, что делает его недосягяемым для большинства фотографов (за исключением юристов и стоматологов). Впрочем он может окупиться, если вы 100 дней в году снимаете корпоративные портреты для Роснефти.

Разумный доступ к этому шедевру предоставляет компания Rentaphoto, где его можно арендовать за сумму меньше 2000 рублей в день. Я планирую использовать этот объектив для волшебных рождественских съёмок...

 

PS: Моему дяде Чанышеву А.Х. на юбилей подарили саблю, на клинке которой есть надпись:

Без нужды не вынимать. Без победы не складывать.

 

 

Необходимые уточнения:

Тестировался серийный объектив Carl Zeiss Otus 85/1.4 Apo Planar (номер 51555093 ).

Все представленные портреты по этическим соображениям отретушированы  детализация кожи была избыточной даже при съёмке с расстояния 2 метра.


Comments

1.Humanault(non-registered)
Нда, есть в этом отусе и и резкость и художественный "магический" баланс в картинке. Но тоже самое есть например у CZ 100/2.0 cy, который и легче и дешевле. И у 135/2.0 вроде как это все есть и у sony-zeiss 135/1.8.
No comments posted.
Loading...

Archive
January (1) February March (2) April May (3) June (1) July August September October November December (1)
January (1) February March (1) April May June July August September October November December
January February March April May (1) June July August September October November December